SAM как сервис

Опубликовано: 17 февраля 2017 г.

Руководитель направления ИТ-консалтинга ITERBI Лемзакова Лилия рассказывает об аутсорсинге процессов SAM в колонке ИКС Медиа.

На аутсорсинг может быть передано все, что связано с управлением программными активами и оптимизацией соответствующих бизнес-процессов компании.

Управление программными активами (Software Asset Management, SAM) — это методология, которая позволяет компаниям оценивать состояние лицензирования программного обеспечения.

К процессам SAM относят подбор программного обеспечения, закупку лицензий, подготовку соглашения с поставщиком и вендором, правильную постановку программ на бухгалтерский учет, назначение ответственных за хранение и подтверждение лицензий, оценку юридических рисков использования программных активов, развертывание и обслуживание ПО. Нужно следить за тем, на какое устройство или на какого сотрудника назначено программное обеспечение, переназначать или списывать программы в случае изменения инфраструктуры или штатного расписания, согласно требованиям лицензионного соглашения и правил лицензирования конкретного продукта.

Среди основных задач, которые решает SAM для бизнеса, — повышение эффективности использования ПО за счет достижения полной прозрачности имеющихся ИТ-активов, управления жизненным циклом ПО и оптимизации расходов на ИТ-инфраструктуру, в том числе на закупки.

Это не просто, особенно для крупных организаций. Вендоры стремятся более гибко подходить к клиентам, чтобы у них была возможность выбора лицензионных схем с разными юридическими и техническими требованиями. Но это сильно усложняет лицензирование и часто запутывает пользователей.

Как и многие другие ИТ-услуги, сейчас SAM доступен заказчикам на аутсорсинге, что позволяет им получать данные и аналитику о состоянии их ПО в удобном и доступном формате. Данная услуга широко представлена на Западе. В России она только завоевывает признание.

Часть процессов SAM можно передать на аутсорсинг специализированным компаниям, знающим все правила лицензирования вендоров и международные стандарты управления программными активами, такие как ISO 19770-1. Договор может предусматривать внедрение и поддержку процессов SAM в организации.

На первом этапе аутсорсер проводит лицензионную сверку ПО на предмет наличия в компании дефицита или избытка лицензий, нецелевого ПО (игры, торренты и проч.) или некорректных инсталляций по имеющимся лицензиям.

Лицензирование ПО нелинейно. Необязательно одна инсталляция ПО требует одной лицензии. Количество лицензий может зависит от технических характеристик, количества процессоров, ядер, подключений и т.п. Всю картину для клиента может выстроить аутсорсер. Скажем, было развернуто N виртуальных машин с такими-то техническими характеристиками, к ним столько-то раз подключались такие-то пользователи. На основании этих данных и проводится расчет требуемых лицензий на сервер. По сводным данным всей инфраструктуры выявляется дефицит или, наоборот, часто встречающийся избыток приобретенных клиентом лицензий.

На втором этапе аутсорсер определяет текущие AS-IS процессы, связанные с ПО, и предлагает их оптимизацию — TO-BE. Новые процессы сопровождаются политиками и регламентами, которые компания должна утвердить на высшем уровне. Таким образом, регламенты становятся обязательными к исполнению.

На третьем этапе аутсорсер обеспечивает поддержку процессов SAM с помощью регулярных проверок и проактивного участия в этих процессах. Аутсорсер предоставляет на постоянной основе определенные функциональные роли — лицензионного аналитика и SAM-менеджера. В результате в компании создается полноценная SAM-практика с максимальным соответствием стандарту ISO 19770-1.

Задачи, связанные с тем, кто и что может инсталлировать, как это будет происходить и на каком основании, тоже входят в зону ответственности SAM и должны быть регламентированы, а выполнение регламентов должно контролироваться. Без внешнего контроля нелицензионный софт может появиться снова: если у обычных пользователей есть права администратора, то, скажем, секретарь может скачать с торрента и установить на свой компьютер пиратскую программу. А отвечать перед правообладателями и правоохранительными органами будет компания.

Пользователями услуги SAM могут быть не только крупные компании, но и SMB. Всё зависит от сложности инфраструктуры, количества компьютеров и вендоров. Обычно такие проекты интересны компаниям с 200 компьютерами и более.

На решение о переходе на аутсорсинг сильно влияет наличие у клиента серверной инфраструктуры в ЦОДе, поскольку правильно посчитать необходимое количество лицензий на виртуальные серверы достаточно сложно. У разных вендоров разные правила лицензирования продуктов — на основе количества ядер, процессоров, одновременных подключений, пользователей или нагрузки. Например, можно развернуть виртуальную машину с одним процессором и четырьмя ядрами или с четырьмя процессорами по одному ядру. Производительность будет одна и та же, но количество лицензий может сильно измениться, и как следствие, стоимость возрастет.

Аутсорсинг SAM только набирает обороты, но люди уже начинают понимать важность управления программными активами, потому что это приносит значительную экономию и снижает огромные риски. SAM требует не только технической экспертизы, но и знаний в таких областях, как лицензирование, юридические вопросы, бухгалтерский и финансовый учет. У себя в компании растить подобного специалиста, во-первых, дорого, во-вторых, долго.

Первоисточник