Обращаем внимание, с 1 сентября изменятся наши контакты: тел.: +7 (495) 269-7444, адрес: ул.Минская, 2Ж

BIM Информационное моделирование


BIM для девелопмента

Термин «строительство» часто ассоциируют с инвестициями, поэтому конечной задачей управленца строительной компании полного цикла является оптимизация финансовой компоненты проекта. Любого девелопера интересует возможность повышения эффективности собственных ресурсов, а грамотный расчет рисков является одним из важнейших инструментов для достижения этой цели.


Какие возможности предоставляют технологии информационного моделирования зданий для управления инвестициями?
Использование BIM-технологий в проекте предоставляет уникальную возможность визуализации сроков и стоимости, а также оперативного контроля стадий и этапов на базе BIM-модели в качестве альтернативного источника информации об объемах.

Риски инвестора можно разделить на три функциональные группы:

  • девелоперские;
  • финансовые;
  • потребительские.
BIM не оказывает явного воздействия на закредитованность, перебои с финансированием и перекрестное финансирование различных проектов, поэтому утверждение о его влиянии на финансовые риски инвестора некорректно.

Снижение девелоперских рисков является основным пулом задач, где применение BIM-технологий оправдано и приносит результат. Грамотное использование технологий информационного моделирования зданий и сооружений позволяет эффективно решать проблемы, связанные с исходно-разрешительной документацией, разработкой технического проекта, соблюдением календарных планов на стройке, а также с расчетом фактической стоимости строительства. Следует отметить, что BIM является именно инструментом для выявления и структурирования рисков, а не информационной системой автоматического принятия управленческих решений.

Среди потребительских рисков выделяется несоответствие качества строительства заявленному уровню. Применение BIM-модели позволяет в визуальном и аналитическом режимах своевременно определять замены в техническом проекте по строительству, а также оперативно выявлять несоблюдение реальных сроков возведения здания и материально-ресурсной базы заявленным.

При всех преимуществах новых тенденций необходимо понимать, что ключевым аспектом эффективного использования BIM в строительной отрасли является не декларативное внедрение, а грамотная интеграция технологий информационного моделирования в бизнес-процессы компании.

BIM для подрядчика

Информационное моделирование зданий и сооружений (BIM) – это компьютеризированные процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания или объектов инфраструктуры, использующие объектно-ориентированную информацию.


Какие возможности предоставляет BIM участникам строительного процесса?
Для проектной организации:
  1. генерация более качественных проектных решений;
  2. сокращение объемов повторного перепроектирования;
  3. простота внесения изменений;
  4. упрощение логистики проектных решений при коллективной работе;
  5. виртуальная модель проектируемого объекта.
Для строительной компании:
  1. повышение качества ПОС;
  2. оптимизация разработки ППР;
  3. 3D-модель объекта строительства.
Для службы эксплуатации:
  1. учет расходуемых ресурсов;
  2. оптимизация планирования и проведения ремонтных работ;
  3. 3D-модель объекта в SCADA-системе.
Для поставщика оборудования/подрядной организации:
  1. маркетинговое продвижение собственных услуг/продукции на рынке;
  2. увеличение портфеля статусных заказчиков.
BIM – это актуальные технологии опережающего развития компаний строительной отрасли в перспективном мире, а залог их успешного применения – грамотная интеграция информационного моделирования в бизнес-процессы организации.

Интеграция технологий в бизнес-процессы компании

Комплексное решение состоит из 4 компонентов, каждый компонент из которых представляет определенный пул работ, сопровождается отчетной документацией и может быть выполнен не только в рамках комплексного решения, но и отдельно.
Аудит бизнес бизнес-процессов

Данный этап включает аудит текущих операционных процессов предприятия (на основании обследования для собственника формируется бизнес-модель «как есть» / AS-IS) и предварительный анализ возможностей оптимизации/интеграции производственной деятельности компании (в т.ч. внедрения BIM). В департаментах/отделах Заказчика, выполняющих производственную деятельность и влияющих на нее, экспертами ITERBI проводятся следующие работы:

  1. анализ существующих регламентов работ; стандартизированное описание подразделений.;
  2. оценка операционных процессов в подразделениях;.
  3. Оценка эффективности использования инструментария и навыков сотрудников компании-Заказчика.
В результате Заказчик получает документы, включающие:
  1. Формализованное описание существующих операционных процессов компании на необходимом для модернизации уровне (IDEF0, BPMN, DFD);
  2. Приоритетный список BIM BIM-сценариев для реализации (BIM Uses);
  3. RFP для проекта оптимизации / внедрения BIM (аналог ТЗ);
  4. Метрики оценки эффективности предполагаемого проекта модернизации (KPI проекта).

Оптимизация бизнес бизнес-процессов. Разработка стратегии внедрения BIM
Основная задача этапа – определение и формализация технологических и инструментальных компонентов модифицированных процессов (модель «как должно быть» / TO-BE). На основании этой модели её разрабатывается стратегия модернизации бизнес-процессов организации, оптимизации / внедрения BIM. На данном этапе эксперты ITERBI выполняют и согласуют с руководством компании-Заказчика:
  1. Разработку и утверждение оптимальной схемы операционных процессов в департаментах/отделах;
  2. Разработку регламентов для разработанных определенных процессов;
  3. Выбор инструментария для обеспечения процессов и регламентов; утверждение метрик проекта и календарного план-графика реинжиниринга.
В результате Заказчик получает:
  1. Формализованное описание оптимизированной структуры операционных процессов компании (IDEF0, BPMN, DFD);
  2. План изменения процессов, оптимизации ПО, обучения сотрудников и применения требований к подрядчикам (BIM Roadmap);
  3. Документы, регламентирующие взаимодействие с внутренними службами;
  4. Документы, формирующие требования к подрядным организациям (EIR – требования заказчика к информации в модели, BEP – план создания и использования информационной модели).

Системная интеграция технологий BIM
Это Самый продолжительный и ресурсоемкий этап внедрения BIM в бизнес-процессы компании, включающий. Включает технологические, инструментальные, IT и профилирующие компоненты. В ряде случаев по согласованию сторон он может декомпозироваться на несколько задач, решаемых в разные временные периоды, либо заменяться упрощенным вариантом модернизации существующих процессов. На данном этапе выполняются следующие работы:
  1. Подготовка программно-аппаратного комплекса для совместной работы, базовая настройка и адаптация программного инструментария;
  2. Квалификационное профилирование сотрудников Заказчика:
    • вводные лекции по изменённым измененным регламентам;
    • адаптированное обучение инструментарию;
    • получение практических навыков использования разработанных регламентов;
  3. Выполнение пилотного проекта по формированию и эксплуатации цифровой копии объекта (BIM-модели) методами информационного моделирования;
  4. Организация внутренней экспертизы пилотного проекта. Корректировки регламентов и методики выполнения модели по результатам экспертизы.
В результате Заказчик получает:
  1. Подготовленную инфраструктуру;.
  2. Обученный работе с инструментарию инструментарием персонал;
  3. Выполненный пилотный проект;
  4. Зафиксированный во время пилотного проекта KPI;
  5. Адаптированный для работы BIM инструментарий;
  6. Инструкции по работе с инструментами в BIM инструментах.

Сопровождение и масштабирование BIM-процессов
Данный этап уже предполагает использование технологий BIM у Заказчика, и позволяет органично формировать структурные и процессные изменения в организации. Отдельная задача, реализуемая в рамках этапа – — «Сервисная поддержка» – — востребована среди компаний, желающих повысить эффективность собственных BIM-подразделений.

В результате заказчик приобретает:

  1. Адаптированные регламенты и оптимизированные инструкции под новые бизнес-задачи;
  2. Сценарии масштабирования BIM-процессов внутри компании и при взаимодействии с контрагентами;
  3. Квалифицированную техническую поддержку;
  4. Оптимизацию нагрузки на собственных сотрудников.

Техническое сопровождение BIM

Лавинообразный рост популярности BIM-технологий привел к появлению двух специфических типов компаний строительной отрасли, в которых уже в каком-то виде ведется работа с BIM-моделями. Одни организации стали жертвами «экспресс-внедрения», в других BIM-моделирование продвигали собственные проектировщики. Для обоих типов характерно наличие BIM-менеджера либо специалиста, который, как правило, одновременно занимается и своей основной деятельностью. Зачастую уже проведена определенная регламентация (в основном на операционном техническом уровне, описаны требования к работе в программном обеспечении и к оформлению документации). Чаще всего BIM-модель используется лишь в процессах работы внутри предприятия и не является продуктом, формирующим добавочную ценность для заказчика.

Для таких компаний характерна насущная необходимость оперативного решения проблем, касающихся основного инструментария для проектного департамента и обеспечивающей IT-службы. При этом возможность обстоятельного академического обучения сотрудников сильно затруднена загрузкой по проектам и сжатыми сроками их выполнения. При отсутствии в штате организации BIM-специалистов поддержка BIM-отделов и оперативное разрешение технических задач успешно выполняются в рамках сервисной услуги от компании ITERBI. Техническое сопровождение информационного моделирования в строительной отрасли Работы выполняются сертифицированными техническими экспертами как дистанционно, так и на территории заказчика, и включают:

  • консультации по функционалу программного обеспечения;
  • консультации по применению функционала программного обеспечения;
  • диагностику ошибок программного обеспечения;
  • диагностику аппаратных ошибок;
  • диагностику ошибок в проекте.
Отдельно по запросу заказчика производится квалифицированная установка и настройка серверной и клиентской частей программного обеспечения для создания и эксплуатации BIM-моделей. Следует отметить, что консультации по принятию решений об изменениях процессов проектирования, а также проектных и административных решений, не являются технической поддержкой и выполняются в рамках этапа «Оптимизация бизнес процессов» комплексного решения ITERBI по интеграции информационных технологий в бизнес-процессы компании. Техническое сопровождение информационного моделирования в строительной отрасли от компании ITERBI позволяет рационализировать расходы и повысить эффективность BIM-технологий в организации.