Разработка стратегии лицензирования компании FM Logistic на 6 лет

Опубликовано: 30 мая 2018 г.

О заказчике

Группа компаний FM Logistic – одна из лидеров российского логистического рынка. Холдинг предоставляет полный комплекс услуг по управлению цепочкой поставок, таких как складирование, перевозки всеми видами транспорта, упаковка и расфасовка, таможенное оформление. На сегодняшний день FM Logistic располагает международной сетью собственных складских комплексов в Европе, России, Китае и Бразилии.

В России компания успешно развивает сеть региональных складов, располагая 29 отделениями по всей территории.

Общая площадь складских помещений составляет около 600 000 квадратных метров, а количество сотрудников свыше 8 000 тысяч человек.

«В непростых текущих условиях мы продолжаем стабильно развиваться. Так, к марту 2016 года прогнозируем рост оборота до 15,5 млрд рублей, а также увеличение складских площадей, которыми оперирует компания, и расширение регионального присутствия», – рассказал Генеральный директор FM Logistic в России Кристоф Менивар.

Группа компаний FM Logistic продолжает развивать сотрудничество с клиентами, следуя запросам рынка, увеличивая площади складских платформ и расширяя региональное присутствие.

Цели и задачи проекта

При построении долгосрочной стратегии развития руководству Группы компаний требовалось сформировать четкую картину состояния IT-инфраструктуры для упрощения финансового планирования закупок ПО Группы компаний FM Logistic и оптимизации использования программного обеспечения Microsoft. Для выполнения этой задачи Группа компаний FM Logistic обратилась за помощью к экспертам SAM компании ITERBI.

Целью проекта SAM — проекта по лицензионной сверке программного обеспечения — в ЗАО «ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК» и организациях, входящих в Группу компаний стало выявление действующей позиции по лицензированию и определение правомерности использования программных продуктов Microsoft, а также предоставление рекомендаций по дальнейшему лицензированию на основе собранной информации о приобретенных лицензиях, количестве установленных и используемых в корпоративной инфраструктуре программных продуктов в перспективе 3 и 6 лет.

Ключевые задачи проекта:

  • анализ информации о действующих лицензионных правах;
  • сопоставление собранной информации с требованиями лицензионных соглашений Microsoft;
  • выявление точного количества используемого программного обеспечения Microsoft;
  • анализ текущих правовых и лицензионных рисков;
  • выработка рекомендаций по оптимизации лицензирования и планированию закупок;
  • предоставление рекомендаций для снижения рисков уязвимости при использовании программных продуктов;
  • подготовка рекомендаций по стандартизации процедур передачи лицензий аффилированным лицам.

Ход проекта

Обследование проводилось по инфраструктуре FM Logistic на территории России. На основе полученной информации эксперты подготовили детальный отчет, содержащий рекомендации по оптимизации процессов управления жизненным циклом ПО.

Численность автоматизированных рабочих мест, обследованных в рамках проекта, составила около 2000 единиц.

В ходе проекта выявлена аффилированность нескольких юридических лиц.

В инфраструктуре Заказчика развернуто средство инвентаризации ПО OCS Inventory, которое управляется централизовано из Франции. Из-за внутренних политик безопасности оперативный доступ к БД отсутствует.

Группу компаний FM Logistic обслуживает одно ИТ подразделение, находящееся в головной компании. ИТ подразделение закупает рабочие станции и пользовательское ПО в рамках корпоративного лицензионного соглашения Open License и в коробочном виде (более 1200 коробок) и передает во временное пользование организациям в рамках Группы компаний, что повышает трудоемкость в управлении коробочным ПО.

До проведения проекта организации, входящие в Группу компаний, приобретали серверное оборудование и программное обеспечение самостоятельно, что усложняло назначение, распределение между юридическими лицами, общий учет лицензий и, как следствие, привело к рискам правомерного использования продуктов Microsoft.

Для оптимизация учета и контроля лицензий, сокращения юридических и финансовых рисков, согласно рекомендациям экспертов ITERBI, было принято решение о передаче всего серверного оборудования и всех лицензий на ПО Microsoft в головную компанию ЗАО «ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК».

Результаты проекта

После проведения проекта серверное оборудование и лицензии принадлежат головной компании, аффилированные лица арендуют оборудование и мощности, что значительно повышает эффективность учета лицензий и позволяет оптимизировать затраты на IT.

«При лицензионном анализе групп компаний всегда возникает вопрос установления степени аффилированности между ними. – комментирует руководитель направления ИТ-консалтинга компании ITERBI Лемзакова Лилия. – В российском законодательстве и лицензионных соглашениях многих производителей ПО эти понятия имеют разные определения, а ведь от аффилированности сильно зависит корректно ли компания приобрела лицензии и имеет ли она права их использовать. Именно поэтому большинство проектов начинается с определения аффилированности в группе компаний.»

Консультанты ITERBI предоставили комплекс рекомендаций по сокращению затрат на программное обеспечение и сформировали четкую стратегию дальнейшего развития инфраструктуры компании.

После проведения проекта специалисты ITERBI предложили 5 сценариев дальнейшего лицензирования, что помогло вдвое сократить дефицит, а неиспользуемое ПО – в 4 раза.

В ходе проекта эксперты ITERBI рекомендовали оптимизировать использование SQL-инфраструктуры, что позволило сократить расходы на лицензирование SQL Server с 10 млн. руб. до 2 млн. руб.

Эксперты разработали рекомендации по максимальному использованию имеющихся лицензий (в т.ч. коробочных).

Консультанты ITERBI дали текущую оценку зрелости системы управления программными активами и предоставили решение, которое позволит перейти на более высокий уровень по модели SOM (SAM Optimization Model), разработанной Корпорацией Microsoft.

«Эксперты компании ITERBI разработали для нас 5 сценариев дальнейшего лицензирования на 6 лет вперед, учитывая нюансы наших внутренних регламентов и специфику бизнеса, – поделился Директор по ИТ FM Logistic в России Ниваль Себастьян. — Благодаря сотрудничеству с ITERBI мы можем планировать текущие и будущие затраты на ПО и ИТ-инфраструктуру, что является стратегически важным для нас. Мы несомненно будем придерживаться рекомендаций консультантов и будем сотрудничать с ITERBI для дальнейшего совершенствования наших ИТ-процессов»

Отзыв

«Эксперты компании ITERBI разработали для нас 5 сценариев дальнейшего лицензирования на 6 лет вперед, учитывая нюансы наших внутренних регламентов и специфику бизнеса, – поделился Директор по ИТ FM Logistic в России Ниваль Себастьян. — Благодаря сотрудничеству с ITERBI мы можем планировать текущие и будущие затраты на ПО и ИТ-инфраструктуру, что является стратегически важным для нас. Мы несомненно будем придерживаться рекомендаций консультантов и будем сотрудничать с ITERBI для дальнейшего совершенствования наших ИТ-процессов.»

Возврат к списку