О чём необходимо помнить и что предпринять по управлению программными продуктами и лицензированием, когда две компании объединяют свои активы.
- Как оптимизировать ИТ‑инфраструктуру и наладить управление лицензированием программного обеспечения при слиянии или поглощении компании?
- Как правильно учесть, распределить и назначить лицензии с учётом оптимального использования в изменившихся условиях?
- Какие шаги предпринять для получения прозрачной и удобной схемы контроля и управления активами на программное обеспечение?
Делимся опытом из практики наших консультантов по проектам SAM (Software Asset Management).
Методология Software Asset Management (SAM) даёт чёткое руководство по набору действий, которые необходимо выполнить, чтобы в конечном итоге оптимизировать инвестиции в ИТ‑инфраструктуру.
Что же делать с программными продуктами и лицензированием, когда две разрозненные компании объединяют свои активы?
Необходимо учесть
Давайте для начала разберём сложности и риски, которые возникают в этом случае.
1. Двойное лицензирование
«До проведения проекта организации, входящие в группу компаний, самостоятельно закупали серверное оборудование и программное обеспечение. Это усложнило распределение, назначение и общий учёт лицензий, и привело к рискам нелицензионного использования продуктов Microsoft»
Когда происходит слияние или поглощение с сохранением юридического лица, появляется риск двойного лицензирования. Это приводит к двойным закупкам лицензий на ПО, и, как следствие, – переплате за них.
Как правило, аффилированные лица могут использовать лицензии головной компании. Зная об этом, можно частично отказаться от лицензий и сэкономить средства.
Подобная ситуация может возникнуть и в группе компаний. Так, реализация проекта SAM в компании FM Logistic сыграла огромную роль в выборе политики лицензирования:
2. Неоптимальный ценовой уровень
Когда аффилированное лицо имеет менее выгодные условия по лицензионному соглашению, чем головная организация, объединение закупок позволит получить более выгодные условия от вендора.
3. Несоблюдение статуса аффилированности по условиям лицензионного соглашения
Необходимо учитывать правомерность использования, изучить детали лицензионного соглашения, чтобы выяснить, возможно ли использование аффилированными лицами уже имеющихся лицензий.
Если в текущем лицензионном соглашении такого права нет, передача или переоформление соглашения с учётом требований вендора позволит использовать наиболее выгодный вариант лицензирования.
Так, в стандарте ISO 19770 содержится подробный перечень действий, которые необходимо предпринять в таком случае в разделе «Проверка правильности записей о программных активах».
«Управляет ИТ‑инфраструктурой, равно как и принимает все стратегические решения наш головной офис во Франции. Ранее мы считали, что аффилированность юридических лиц доказывается одинаково – по законам РФ и правилам лицензирования. Однако, эксперты компании ITERBI определили аффилированность всех 7 юридических лиц, входящих в ГК в России, по правилам лицензирования Microsoft, что сильно повлияло на распределение текущих лицензий и дальнейшие сценарии лицензирования»
4. Нарушение правового поля, в котором действуют организации
Этот момент актуален, когда слияние/поглощение происходит в международных организациях.
В этом случае возникает риск правового конфликта между условиями лицензионных соглашений и нормативными актами государства.
Для определения лицензионного соответствия программных продуктов в организации с такой структурой требуются знания трактовки аффилированности юридических лиц с позиции правообладателя.
Основываясь именно на этой трактовке, необходимо распределить лицензии между компаниями в группе.
Необходимо предпринять
«Рекомендации ITERBI помогли нам сократить дефицит (лицензий) вдвое, а неиспользуемое программное обеспечение в 4 раза. Оптимизация SQL инфраструктуры позволила сократить расходы на SQL сервер с 10‑ти млн руб. до двух. Теперь мы защищены от рисков недолицензирования и знаем как нам сэкономить на программном обеспечении»
Ниже приводим шаги, которые помогут учесть и снять перечисленные риски:
- проведение инвентаризации установленного ПО и оборудования;
- сбор и структуризация информации по закупленным лицензиям;
- сопоставление информации об установках с закупками;
- изучение условий соглашений и ценовой уровень.
Данный алгоритм позволит в итоге составить и выбрать оптимальный сценарий закупок/использования лицензий.
Так, в случае с FM Logistic, предпочтительным вариантом по результатам оценки стала общая закупка.
Узнать больше по теме оптимизации инвестиций в ПО и познакомиться с другими примерами из практики наших консультантов можно на курсе «Управление программными активами на предприятии».