Аддитивные технологии: реставрация иконостаса XVIII века

3D‑сканирование помогло решить задачу реставрации иконостаса Успенского собора быстро и с наименьшими трудозатратами.

Аддитивные технологии внесли значительный вклад в реставрацию иконостаса уникального памятника архитектуры XVIII века — Успенского собора Кремля в городе Тула.

3D-сканированию подвластно всё: от мельчайших ювелирных изделий до целых зданий. Вызывающими наибольший интерес у специалистов по аддитивным технологиям являются работы по восстановлению шедевров прошлого. Именно такой стала задача по реставрации уникального храма XVIII века в Туле. Необходимо было произвести 3D‑сканирование старинного иконостаса Успенского собора Тульского кремля.

Реставрационные работы в Успенском соборе г. Тулы

Знаменитый Кремль в городе Тула имеет пятисотлетнюю историю. Он строился в начале XVI века московским князем Василием III (отцом Ивана Грозного). В это время Тульский кремль был единственной каменной крепостью за рекой Окой.

Кремль, г. Тула

Открытие Успенского собора состоялось в 1764 году. Возведение его заняло два года. Уникальность его состоит в том, что внешне он совсем не похож на типичные храмы того времени.

Собор

Успенский собор г. Тула — уникальный памятник русского зодчества 60‑х годов 18 века, особенно ценен своим внутренним убранством.

Его внутреннее убранство контрастировало с внешним и было выполнено в стиле русского барокко. Стены, столбы, своды и барабан покрыты настенной живописью.

реставрация иконостаса

Сохранившаяся роспись стен на северной стороне Успенского собора, по мнению исследователей, была выполнена артелью мастеров под началом Афанасия Шустова. За 200 с лишним лет существования собор перенес немало: в нем собирались открыть атеистический музей, затем был склад. Часть фресок была утеряна безвозвратно, что‑то со временем износилось, что‑то пострадало от физического воздействия.

иконостас

Сам иконостас дошел до нашего времени в относительно сносном состоянии, но не без потерь. А вот сохранность резного декора составляла лишь 30%.

Иконостас Успенского собора г. Тула
Иконостас Успенского собора г. Тула
Деталь
Детали резной части иконостаса
Детали резной части иконостаса

Классические методы реставрации — сложная и замысловатая резьба по дереву — предполагают использование большого количества ручного труда мастеров. Такой подход имеет определенные недостатки, резьба «на глаз» все‑таки не идеальна для сохранения исторического наследия, к тому же требует значительных временных затрат. Поэтому было решено использовать 3D‑технологии.

Такой выбор был продиктован следующими факторами:

  • 3D‑сканирование позволяет воссоздать орнамент, идентичный и исторически верный утраченному.
  • Возможность восстановить исчезнувшие элементы.
  • Процесс реставрации идет быстрее.
  • Цифровую копию резной детали намного проще хранить, чем оригинальную деревянную.
  • Всегда есть возможность восстановления заново, если какие‑то элементы орнамента могут пострадать в будущем.

Перед специалистами была поставлена задача проведения 3D‑сканирования старинных орнаментов иконостаса. Затем при помощи ЧПУ‑станков вытачивали по созданным 3D‑моделям копии изделий, а на следующем этапе мастера вручную дорабатывали их.

В Москву были доставлены первые элементы деревянного обрамления иконостаса. Это были детали работы мастеров‑резчиков XVI века. Вот некоторые из этих образцов, привезенных из Тулы:

Образец 1 Образец 2 Образец 3

Работа была начата с откалибровки 3D‑сканера в соответствии с размерами объектов для сканирования.

Подготовка 3D-сканера к работе
Подготовка 3D‑сканера к работе

Следующим этапом стало наклеивание меток, постепенно архитектурные артефакты покрылись «горошком». Резьба была очень рельефной и имела глубокие сложные элементы орнамента. Метки позволяют сформировать из сканов единую 3D‑модель.

Метки на резной детали
Метки на резной детали

Была проделана тонкая и кропотливая работа, вызов оказался непростым, но интересным. Заказчик был впечатлен скоростью и качеством выполненной работы.

реставрация
Обработка данных 3D-сканирования
Обработка данных 3D‑сканирования

После получения 3D‑моделей резных деталей иконостаса была выполнена работа по вытачиванию необходимых заготовок из дерева при помощи ЧПУ‑станка. Далее элементы были переданы мастерам‑резчикам на доработку для придания необходимой детализации, округлости и мягкости узорам. Ниже на фото представлены этапы работы по воссозданию резьбы иконостаса.

Фото деталей<
Фото старинной и новой детали<
Фото старинной (слева) и новой детали (справа)

Одним из завершающих этапов восстановительных работ стала покраска готовых элементов.

Покраска готовых деталей
Покраска готовых деталей
Фото резных деталей на разных этапах работы
Фото резных деталей на разных этапах работы

Сохранение и восстановление культурно‑исторического наследия — важная и сложная задача, требующая серьезного и обстоятельного подхода. На ее решение необходимы значительные человеческие и финансовые ресурсы. Часто такой процесс становится заложником времени, а значит приводит к увеличению финансовых вложений.

Избежать многих проблем помогает использование современных решений, таких как аддитивные технологии. Применение подобного подхода не только экономит бюджет, но и позволяет достичь отличного результата в кратчайшие сроки.

Восстановленные детали иконостаса заняли свое законное место
Восстановленные детали иконостаса заняли свое законное место
Реставрационные работы рис.1 Реставрационные работы рис.2

Реставрационные работы в Туле успешно продолжаются, завершение планируется на 2024 год.


Получить консультацию