Аддитивные технологии: реставрация иконостаса XVIII века

Опубликовано: 27 апреля 2022 09:54:00

Аддитивные технологии внесли значительный вклад в реставрацию иконостаса уникального памятника архитектуры XVIII века – Успенского собора  Кремля в городе Тула.

3D-сканированию подвластно всё: от мельчайших ювелирных изделий до целых зданий.  Вызывающими наибольший интерес у специалистов по аддитивным технологиям являются работы по восстановлению шедевров прошлого. Именно такой стала задача по реставрации уникального храма XVIII века в Туле. Необходимо было произвести 3D-сканирование старинного иконостаса Успенского собора Тульского кремля.

 
Знаменитый Кремль в городе Тула имеет пятисотлетнюю историю. Он строился в начале XVI века московским князем Василием III (отцом Ивана Грозного). В это время Тульский кремль был единственной каменной крепостью за рекой Окой.



Открытие Успенского собора состоялось в 1764 году. Возведение его заняло два года.  Уникальность его состоит в том, что внешне он совсем не похож на типичные храмы того времени.



Успенский собор г. Тула – уникальный памятник русского зодчества 60-х годов 18 века, особенно ценен своим внутренним убранством.

Его внутреннее убранство контрастировало с внешним и было выполнено в стиле русского барокко. Стены, столбы, своды и барабан покрыты настенной живописью.

   

Сохранившаяся роспись стен на северной стороне Успенского собора, по мнению исследователей, была выполнена артелью мастеров под началом Афанасия Шустова. За 200 с лишним лет существования собор перенес немало: в нем собирались открыть атеистический музей, затем был склад. Часть фресок была утеряна безвозвратно, что-то со временем износилось, что-то пострадало от физического воздействия.



Сам иконостас дошел до нашего времени в относительно сносном состоянии, но не без потерь. А вот сохранность резного декора составляла лишь 30%.



Иконостас Успенского собора г. Тула





Детали резной части иконостаса

Классические методы реставрации – сложная и замысловатая резьба по дереву – предполагают использование большого количества ручного труда мастеров. Такой подход имеет определенные недостатки, резьба «на глаз» все-таки не идеальна для сохранения исторического наследия, к тому же требует значительных временных затрат. Поэтому было решено использовать 3D-технологии.

Такой выбор был продиктован следующими факторами:

  • 3D-сканирование позволяет воссоздать орнамент, идентичный и исторически верный утраченному.

  • Возможность восстановить исчезнувшие элементы.

  • Процесс реставрации идет быстрее.

  • Цифровую копию резной детали намного проще хранить, чем оригинальную деревянную.

  • Всегда есть возможность восстановления заново, если какие-то элементы орнамента могут пострадать в будущем.

Перед специалистами была поставлена задача проведения 3D-сканирования старинных орнаментов иконостаса. Затем при помощи ЧПУ-станков вытачивали по созданным 3D-моделям копии изделий, а на следующем этапе мастера вручную дорабатывали их.

В Москву были доставлены первые элементы деревянного обрамления иконостаса. Это были детали работы мастеров-резчиков XVI века. Вот некоторые из этих образцов, привезенных из Тулы:




Работа была начата с откалибровки 3D-сканера в соответствии с размерами объектов для сканирования.


Подготовка 3D-сканера к работе

Следующим этапом стало наклеивание меток, постепенно архитектурные артефакты покрылись «горошком». Резьба была очень рельефной и имела глубокие сложные элементы орнамента. Метки позволяют сформировать из сканов единую 3D-модель.


Метки на резной детали

Была проделана тонкая и кропотливая работа, вызов оказался непростым, но интересным. Заказчик был впечатлен скоростью и качеством выполненной работы.



Обработка данных 3D-сканирования

После получения 3D-моделей резных деталей иконостаса была выполнена работа по вытачиванию необходимых заготовок из дерева при помощи ЧПУ-станка. Далее элементы были переданы мастерам-резчикам на доработку для придания необходимой детализации, округлости и мягкости узорам. Ниже на фото представлены этапы работы по воссозданию резьбы иконостаса.




Фото старинной (слева) и новой детали (справа)

Одним из завершающих этапов восстановительных работ стала покраска готовых элементов.

Покраска готовых деталей

 

Фото резных деталей на разных этапах работы

Сохранение и восстановление культурно-исторического наследия – важная и сложная задача, требующая серьезного и обстоятельного подхода. На ее решение необходимы значительные человеческие и финансовые ресурсы. Часто такой процесс становится заложником времени, а значит приводит к увеличению финансовых вложений.

Избежать многих проблем помогает использование современных  решений, таких как аддитивные технологии.  Применение подобного подхода не только экономит бюджет, но и позволяет достичь отличного результата в кратчайшие сроки.


Восстановленные детали иконостаса заняли свое законное место.





Реставрационные работы в Туле успешно продолжаются, завершение планируется на 2024 год.

Возврат к списку