Автоматизация SAM: от комплаенса к оптимизации

Оптимизация затрат на ПО и его закупку, а также рациональное использование.

Текущий год привнёс в нашу жизнь главное — возможность осмотреться и задуматься над тем, что можно изменить и улучшить.

В области автоматизации процессов по управлению программными активами эта идея нашла свою реализацию в пересмотре требований и ожиданий к инструментам.

Автоматизация SAM

Трансформация

Так, раньше автоматизацию SAM рассматривали, в основном, как возможность снизить трудозатраты компании для обеспечения соответствия используемого ПО и имеющихся контрактов. Сейчас же вопрос перешёл в плоскость оптимизации затрат на ПО, рационального использования и закупок.

Мы наблюдаем в этом году небывалый всплеск интереса компаний к инструментам для автоматизации SAM. И, что примечательно, этот интерес вызван не внешними факторами (проверками вендоров, санкциями регуляторов и т.д.). Он основан на внутренней заинтересованности самих компаний внедрить автоматизированные средства управления ИТ‑активами.

Факторы

Среди основных факторов роста интереса к автоматизации SAM можно выделить следующие:

  • Увеличение доли облачных сервисов в ИТ‑инфраструктуре
  • Необходимость построения чёткой и прозрачной схемы отнесения расходов на ПО на центры затрат
  • Контроль фактического использования приобретённого ПО
  • Поиск оптимальных вариантов закупки ПО согласно потребностям
  • Снижение трудозатрат по управлению жизненным циклом ПО
  • Соответствие процессов управления ПО общей цифровизации бизнеса

Процессы

При этом важно помнить, что любое внедрение автоматизированного инструмента должно начинаться с оценки и построения процессов управления ИТ‑активами. SAM охватывает не только ИТ‑подразделение, но и ряд связанных процессов, которые относятся к смежным областям: бухгалтерский и управленческий учёт, финансовое планирование и контроль, информационная безопасность, закупки и др.

И, как следствие, грамотно построенная система SAM в компании является источником ценных данных для всех участников.

Интеграции

Следующий важный момент, о котором необходимо помнить, связан с выбором существующих в инфраструктуре компании систем, с которыми должен интегрироваться SAM‑инструмент, чтобы в итоге стать тем самым генератором ценных данных.

Так, например, профессиональные инструменты SAM позволят, получив в процессе инвентаризации данные об использовании ПО, сформировать рекомендации об удалении неиспользуемых установок и передать запрос на их удаление в автоматическом режиме.

Или же оценить назначенную пользователю лицензию как избыточную по функционалу и провести в автоматическом режиме замену на другую, менее функциональную редакцию или подписку, что поможет сократить расходы.

Инструменты

При таком сценарии реализации автоматизированный инструмент позволяет снижать расходы на лицензии до двух раз и окупать инвестиции за три месяца.

Читайте подробнее об этом кейсе
Согласно прогнозам, мировой рынок SAM достигнет $5 млрд к 2027 году.

Сейчас вопрос стоит уже не в плоскости автоматизировать/внедрять SAM или нет. А, какой инструмент выбрать с учётом особенностей своей ИТ‑инфраструктуры.

Выбор

Зачастую компании подходят к выбору инструмента с большим количеством «тёмных зон». Что в итоге приводит к невозможности построения комплексной системы управления ИТ‑активами на базе единой платформы.

Также мы видим примеры, когда компании, только внедрив один инструмент SAM, задумываются о внедрении другого, более функционального средства.

В принципе, такой подход также возможен — он свидетельствует о том, что компания становится более зрелой в процессах управления ИТ‑активами. Но, какой ценой?

Цена ошибки

В среднем, проект по внедрению SAM идёт около года и бюджеты измеряются шестизначными цифрами. Конечно, внедряя систему во второй раз, большинство наработок можно будет использовать в качестве базы. Зачем нести дополнительные расходы, если все эти моменты можно учесть на стадии разработки и подтверждения концепции. Тем более, что основная цель автоматизации — оптимизировать расходы.

Среди основных игроков ITAM на мировом рынке выделяют: Aspera Technologies (Германия), Ivanti (США), BMC Software (США), CA Technologies (США), Microsoft (США), Symantec (США), Certero (UK), Flexera (США), IBM (США), Micro Focus (США), ServiceNow (США), Snow Software (Швеция).


Получить консультацию