Автоматизация SAM: от комплаенса к оптимизации

Опубликовано: 20 октября 2020

Текущий год привнёс в нашу жизнь главное – возможность осмотреться и задуматься над тем, что можно изменить и улучшить.

В области автоматизации процессов по управлению программными активами эта идея нашла свою реализацию в пересмотре требований и ожиданий к инструментам.



Трансформация

Так, раньше автоматизацию SAM рассматривали, в основном, как возможность снизить трудозатраты компании для обеспечения соответствия используемого ПО и имеющихся контрактов. Сейчас же вопрос перешёл в плоскость оптимизации затрат на ПО, рационального использования и закупок.

Мы наблюдаем в этом году небывалый всплеск интереса компаний к инструментам для автоматизации SAM. И, что примечательно, этот интерес вызван не внешними факторами (проверками вендоров, санкциями регуляторов и т.д.). Он основан на внутренней заинтересованности самих компаний внедрить автоматизированные средства управления ИТ-активами.

Факторы

Среди основных факторов роста интереса к автоматизации SAM можно выделить следующие:

  • увеличение доли облачных сервисов в ИТ-инфраструктуре
  • необходимость построения чёткой и прозрачной схемы отнесения расходов на ПО на центры затрат
  • контроль фактического использования приобретённого ПО
  • поиск оптимальных вариантов закупки ПО согласно потребностям
  • снижение трудозатрат по управлению жизненным циклом ПО
  • соответствие процессов управления ПО общей цифровизации бизнеса

Процессы

При этом важно помнить, что любое внедрение автоматизированного инструмента должно начинаться с оценки и построения процессов управления ИТ-активами. SAM охватывает не только ИТ-подразделение, но и ряд связанных процессов, которые относятся к смежным областям: бухгалтерский и управленческий учёт, финансовое планирование и контроль, информационная безопасность, закупки и др.

И, как следствие, грамотно построенная система SAM в компании является источником ценных данных для всех участников.

Интеграции

Следующий важный момент, о котором необходимо помнить, связан с выбором существующих в инфраструктуре компании систем, с которыми должен интегрироваться SAM-инструмент, чтобы в итоге стать тем самым генератором ценных данных.

Так, например, профессиональные инструменты SAM позволят, получив в процессе инвентаризации данные об использовании ПО, сформировать рекомендации об удалении неиспользуемых установок и передать запрос на их удаление в автоматическом режиме.

Или же оценить назначенную пользователю лицензию как избыточную по функционалу и провести в автоматическом режиме замену на другую, менее функциональную редакцию или подписку, что поможет сократить расходы.

Инструменты

При таком сценарии реализации автоматизированный инструмент позволяет снижать расходы на лицензии до двух раз и окупать инвестиции за три месяца.

Читайте подробнее об этом кейсе
Согласно прогнозам, мировой рынок SAM достигнет $5 млрд к 2027 году.

Сейчас вопрос стоит уже не в плоскости автоматизировать/внедрять SAM или нет. А, какой инструмент выбрать с учётом особенностей своей ИТ-инфраструктуры.

Выбор

Зачастую компании подходят к выбору инструмента с большим количеством «тёмных зон». Что в итоге приводит к невозможности построения комплексной системы управления ИТ-активами на базе единой платформы.

Также мы видим примеры, когда компании, только внедрив один инструмент SAM, задумываются о внедрении другого, более функционального средства.

В принципе, такой подход также возможен – он свидетельствует о том, что компания становится более зрелой в процессах управления ИТ-активами. Но, какой ценой?

Цена ошибки

В среднем, проект по внедрению SAM идёт около года и бюджеты измеряются шестизначными цифрами. Конечно, внедряя систему во второй раз, большинство наработок можно будет использовать в качестве базы. Но, зачем нести дополнительные расходы, если все эти моменты можно учесть на стадии разработки и подтверждения концепции. Тем более, что основная цель автоматизации – оптимизировать расходы. Выбор – за вами.

 

Среди основных игроков ITAM на мировом рынке выделяют: Aspera Technologies (Германия), Ivanti (США), BMC Software (США), CA Technologies (США), Microsoft (США), Symantec (США), Certero (UK), Flexera (США), IBM (США), Micro Focus (США), ServiceNow (США), Snow Software (Швеция).


Связаться с нами


Возврат к списку