Развитие ИТ-технологий на металлургических предприятиях России

Опубликовано: 19 апреля 2024
Текущее состояние
Системы автоматизации металлургического производства на российском рынке применяются довольно давно. Но если раньше ключевые работы были ориентированы на автоматизацию агрегатов, то с развитием информационных технологий изменения стали распространяться на производственные циклы и бизнес-процессы предприятия.

В целом на производстве можно выделить 4 основных вида внедряемых автоматизированных систем: для управления технологическими процессами (АСУ ТП), производственными процессами (MES), ресурсами предприятия (ERP) и бизнес-аналитика (BI).


К настоящему времени на большинстве российских металлургических предприятий достаточно высокий уровень автоматизации технологических процессов (АСУ ТП). Пик внедрения систем класса ERP на большинстве крупных металлургических предприятий России пришелся на 2008-2010 годы, часто они заменяли самописные системы.

С внедрением АСУ ТП и систем ERP у компаний возникла потребность в связующем звене, которыми в настоящее время являются системы класса MES. Сегодня данные решения, преимущественно цеховые MES-системы, активно внедряются крупнейшими металлургическими компаниями. К примеру, в ОМК MES-системами уже оснащены ЛПК и «Стан-5000», а в течение четырех лет, начиная с февраля 2017 года, их планируют установить во всех трубных и колесо-прокатных цехах Выксунского МЗ.

Оценить текущее состояние информатизации российских металлургов мы попросили представителей ведущих ИТ-компаний. По их мнению, уровень развития ИТ у крупных предприятий достаточно высокий. Так, по словам Олега Терехова, директора по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК, металлурги не отстают от прочих отраслей:

«Они применяют весь спектр решений, являющихся своеобразным «хорошим тоном» современности – системы управления ресурсами предприятия, аналитики, телекоммуникации разных видов и форматов, решения для обеспечения информационной безопасности».

Информационно-управляющая структура производственного предприятия


В то же время сравнительно высокий уровень наблюдается лишь у крупнейших металлургических компаний. Более мелкие производители, отчасти из-за стоимости ИТ-продуктов, демонстрируют крайне низкие темпы внедрения и весьма ограниченные сферы использования. С этим утверждением согласен Алексей Черников, заместитель директора AT Consulting:

«Лишь меньшая часть предприятий металлургической отрасли внедрила MES-системы и системы электронного документооборота, остальным еще предстоит пройти этот процесс».

Тем не менее, перспективы развития ИТ в отрасли оцениваются достаточно положительно, во многом благодаря сохраняющемуся интересу компаний к экспортным рынкам, где конкуренция из года в год усиливается, в том числе и за счет информатизации. В частности, Лилия Лемзакова, руководитель направления ИТ-консалтинга компании ITERBI, отмечает:

«В Россию инновации приходят с некоторой задержкой, однако все-таки реализуются. Рынок становится все более глобальным, и многие российские компании борются за высокие места в мировом рейтинге металлопроизводителей, что обязует их внедрять передовые ИТ-системы наряду с управленческими практиками».

Что пользуется спросом?
Текущие запросы российских компаний вполне соответствуют общемировым тенденциям повышения цифровизации по горизонтальной цепочке создания стоимости. Продолжая внедрение основных ИТ-решений, устанавливается программное обеспечение для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (CRM), оптимизации закупочной деятельности и работы с поставщиками (SRM), управления транспортной логистикой (SAP TM).

Одними из наиболее востребованных из вышеперечисленных решений, как у крупных производителей металлопроката, так и металлотрейдеров являются CRM-системы как инструмент повышения эффективности взаимодействия с клиентами.

В числе последних примеров внедрения – реализация проекта SAP CRM на ОМК в начале прошлого года. Представители компании так оценивают возможности технологии:

«CRM-система сокращает время прохождения операций, необходимых для представления коммерческих предложений клиентам, за счет стандартизации процессов взаимодействия внутри компании, позволяет повысить прозрачность процессов продаж, оперативно формировать необходимую отчетность, отслеживать ключевые показатели работы в области реализации продукции, повысить качество и скорость работы по обслуживанию клиентов компании».

Для работы с клиентами также активно используются мобильные и интернет-решения. Примером по внедрению таких решений поделился Олег Терехов:

«Мы разработали для крупного заказчика металлургической отрасли мобильное приложение для формирования заявок и заказов металлопродукции. На сегодняшний день этим приложением пользуются порядка 70 менеджеров по продажам и сотрудников службы технической поддержки, а, главное, более тысячи клиентов компании по всему миру. С Ipad или Iphone заявка на приобретение продукции или рекламация оформляются всего за несколько минут, при этом в системе можно легко отслеживать сроки и этапы исполнения заказа».

Движение в направлении Big Data, интернета вещей (IoT), виртуальной реальности и т.д. также набирает популярность в России. В качестве примера использования облачных сервисов и больших данных в российской металлургии уже сегодня можно назвать проект «Снайпер», реализованный в середине прошлого года Магнитогорским МК совместно с компанией Yandex. Только на этапе предварительного тестирования была достигнута экономия ферросплавов при использовании данного решения в среднем на 5% при сохранении показателей качества стали. Годовая экономия может превысить 275 млн. рублей.

Характеризуя проект представители ОАО «ММК» отметили:

«Совместный с Yandex Data Factory проект – это новая волна в автоматизации производства, на этот раз с применением технологий Big Data. Мы верим, что возможности математических моделей с применением Big Data, а также активное развитие технологий интернета вещей позволят снизить издержки промышленных компаний на 5-10% в течение следующих 3-5 лет».

Кроме того, работу с большими данными развивает и компания «Северсталь», например, при оценке качества слябов, в целях оптимизации потребления ферросплавов и т.д.

Интернет вещей считают перспективным и в «Северстали», но при этом отмечают, что находятся только в начале пути. Несмотря на высокую степень автоматизации оборудования, широкое использование датчиков и постоянный сбор различной производственной информации, взаимодействие устройств в основном происходит с помощью человека. По мнению Юрия Шеховцова, ИТ-директора «Северстали», важным является фактор «специалиста», причем именно новой формации:

«Интернет вещей требует специальных инженерных знаний, быстрой наладки оборудования. Это не просто датчики, это кардинальное изменение производства, иной уровень сервиса и обслуживания. И такому предприятию требуются специалисты другого качества, а таких людей на рынке сейчас очень немного».

Представители Группы НЛМК также отмечают, что тема IoT очень интересна, и уже есть движение в данном направлении, однако сдерживающим фактором является техническая неготовность оборудования:

«Мы понимаем, что данное направление сулит большие преимущества и поэтому следим за ним и анализируем его возможности. Сдерживающим фактором является неготовность к таким технологиям большей части используемого производственного оборудования, но, например, на нашей новой фабрике окомкования, оснащенной современной техникой, мы планируем тестировать подобные решения. В частности, пытаемся строить модели для прогнозирования сроков технического обслуживания и ремонта оборудования на основе информации, собираемой в реальном времени с разнообразных датчиков. Сегодня в группе формируется «Стратегия НЛМК 2022», и в соответствии с ней технологии интернета вещей займут должное место в разделе, посвященном созданию цифрового предприятия».

В качестве примера внедрения предиктивных технологий в управление производством сегодня рассматривается концепция Smart MES. Возможность ее внедрения изучают в Группе НЛМК. По мнению представителей компании, эта концепция предполагает совершенно иной подход к работе с данными, которые собираются различными системами, функционирующими на разных уровнях (АСУ ТП, MES, ERP).

Перспективность использования предиктивного анализа в управлении оборудованием подтверждают и представители ИТ-компаний.

«Системы класса ТОиР на сегодняшний день в большинстве случаев реализованы с точки зрения методологии и автоматизации в соответствующих модулях корпоративных информационных систем, – считает Олег Терехов. – Сейчас основным трендом является оснащение ремонтных служб мобильными устройствами, при помощи которых диспетчер может выдавать задачи и контролировать исполнение операций «полевыми» сотрудниками. В перспективе эти системы будут дополняться системами предиктивной аналитики, которые смогут с довольно серьезной точностью предсказывать необходимость проведения тех или иных ремонтных/профилактических мероприятий, снижая время простоя агрегатов и сводя к минимуму аварийные внеплановые ситуации».

Также в числе перспективных к внедрению в металлургии сегодня рассматривается и технологии VDI и BYOD.

Virtual Desktop Infrastructure (Виртуализация рабочих мест) – технология, позволяющая держать всю необходимую для работы информацию под рукой в любом месте, где есть доступ к интернету (дома, в деловых поездках, на отдыхе). Вся информация из виртуального компьютера хранится в специальных дата-центрах, что обеспечивает ее защиту от потери, удаления, а также от доступа к ней посторонних лиц.

Комментируя примеры использования технологии VDI Олег Терехов отметил:

«В результате внедрения виртуализации рабочих мест у одного крупного заказчика нам удалось добиться значительного снижения затрат на обслуживание рабочих мест».

Концепция BYOD (Bring Your Own Device) или «Принеси свое собственное устройство» – использует растущую популярность мобильных решений. Принадлежащие сотрудникам ноутбуки, планшеты и смартфоны можно интегрировать в корпоративную среду, чтобы увеличить продуктивность работы вне офиса; уменьшить среднее время отклика на обращения клиентов и т.д.

«BYOD – концепция, фактически полностью сформированная и имеет перспективы активной реализации в ближайшие годы. Практически все металлургические предприятия в том или ином контексте внедряют подобные решения», – отмечает Олег Терехов.

В перспективе 5-10-ти лет
Несмотря на активное движение в сторону глобальной цифровизации, на текущий момент в целом по отрасли можно констатировать существенное устаревание производственных фондов. При этом для достижения конкурентоспособности их необходимо не просто обновлять, а модернизировать до более высокого уровня, уровня Индустрии 4.0.

Соответственно в ближайшей перспективе для российских метпредприятий эффективным направлением дальнейшего развития станет углубление автоматизации производственных и бизнес-процессов, степень которой у каждой из компаний разная.

«Углубление автоматизации — один из наиболее важных шагов на пути построения новых производственных систем. Перед такими системами стоят задачи сбора и обработки большого объема информации, выстраивания и контроля производственных процессов, исключения дублирования функций и повышения качества их исполнения», – считает Алексей Черников.

В ИТ-компаниях отмечают важность осознанного подхода к внедрению новых информационных технологий. Как отмечает Олег Терехов:

«Прежде чем инвестировать в ИТ для предприятий металлургического сектора, нужно проанализировать, что может обеспечить проекту финансовую эффективность и насколько весомой будет экономия или будущий доход. Без этого понимания вряд ли что-то произойдет».

Кроме того, уже сейчас необходимо задумываться о выстраивании единой информационной системы предприятия. Алексей Черников говорит об уже происходящих переменах, продиктованных необходимостью:

«Внешние факторы и повышение уровня ИТ-культуры на предприятиях металлургической отрасли заставляют пересматривать подход к внедрению и модернизации ИТ-архитектуры. В настоящее время компании серьезней подходят к построению целевой ИТ-архитектуры: избавляются от множества самописных и устаревших систем в пользу единой современной платформы, большое значение уделяется масштабированию и интеграции со специализированными системами и оборудованием».

Читайте статью «Миссия: выполнима. Внедрить SAM»

При этом при построении ИТ-стратегий необходимо учитывать быстро развивающийся рынок ИТ и применять гибкие системы, позволяющие в короткие сроки интегрировать новые решения, оптимизированные согласно специфике бизнеса и быстро получить результат. К примеру, в Gartner считают, что к 2018 году станет нормой требование о том, чтобы проекты в области постмодернового ERP окупались меньше чем за два года.

Что же касается вопроса, когда может быть ликвидирован разрыв в ИТ-развитии российских и зарубежных компаний, то, по оценке экспертов, в перспективе 3-5 лет это маловероятно. Одной из причин этого, по мнению Лилии Лемзаковой, является недофинансирование:

«В последние годы капитальные вложения по отрасли в целом, и инвестиции в ИТ в частности, находятся под серьезным давлением, что привело к задержкам внедрения новых технологий. На долгосрочном горизонте одним из факторов устранения возникшего разрыва могло бы стать развитие разработки ПО отечественного производства, которая уже стимулируется в рамках политики импортозамещения. При достижении функциональности и охвата, сравнимого с лидирующими мировыми разработками, эти решения, с одной стороны, могут быть привлекательны с точки зрения стоимости владения, с другой, позволят устранить препятствия, связанные с адаптацией к особенностям российского рынка».

Сегодня хоть и первые, но заметные шаги российскими металлургами в направлении 4.0 уже сделаны. Учитывая, что останавливаться на достигнутом, как и сокращать ИТ-бюджеты компании не планируют, шанс того, что как минимум крупнейшие представители отрасли смогут реализовывать на своих активах технологии «умных заводов» в ногу с мировыми тенденциями достаточно велик. У остальных предприятий есть еще несколько лет для определения собственной стратегии, иначе они рискуют оказаться вне зоны конкурентоспособности.


Источник: Январь 2017 Тема номера: Инновационные технологии

Возврат к списку